- ЦЕНА
- (англ. price) – денежное выражение стоимости товара и его полезности. Методология формирования Ц., методика и порядок их расчета, экономич. содержание функций Ц. во многом зависят от типа обслуживаемой ими экономики (плановая, смешанная, рыночная). Так, в условиях плановой экономики в основе Ц. была стоимость товара, к-рая определялась общественно необходимыми затратами труда на его создание, т.е. подчеркивалась изменчивость величины стоимости, ее связь с динамикой общественной производительности труда. При этом непосредственной количеств. основой определения Ц. выступали себестоимость продукции и нормативы рентабельности. Потребительная стоимость в ценообразовании учитывалась при установлении единых Ц. на однородную продукцию или взаимозаменяемые виды продукции, удовлетворяющие одну и ту же обществ. потребность независимо от различий в индивидуальных условиях ее произ-ва и колебания издержек по пр-тиям. Формирование Ц. с учетом потребительной стоимости обеспечивалось также путем широкого использования нормативнопараметрич. методов ценообразования. Ц. и тарифы на продукцию и услуги производственно-технич. назначения строились на основе определ. планом пропорций распределения обществ. труда по отраслям произ-ва, норм затрат труда и др. производств. ресурсов на изготовление продуктов, распределения произведенного общественного продукта на фонд потребления и фонд накопления. Плановые Ц. в быв. СССР имели нормативный характер, являлись обязат. для всех звеньев нар. хоз-ва. В рыночной экономике формирование Ц. происходит не в сфере произ-ва, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения. При этом сталкиваются противоположные экономич. интересы покупателей и продавцов, поскольку первые стремятся к минимизации Ц., вторые – к ее максимизации. Именно это противоречие, обнаруживаемое в любой конкретной сделке в форме противопоставления Ц. покупателя (Ц. спроса) и Ц. продавца (Ц. предложения), лежит в основе закономерностей свободного рыночного ценообразования. Соотношение спроса и предложения постоянно меняется в условиях конкуренции и воздействует на уровень Ц. По мере развития рыночных отношений функция сбалансирования Ц. спроса и предложения будет усиливаться и играть доминирующую роль при формировании Ц. на товары. В условиях планового ценообразования возможность выполнения Ц. функции сбалансированности спроса и предложения была ограничена, поскольку сбалансированность продукции и услуг производственно-технич. назначения регулировалась планами произ-ва и материально-технич. снабжения. Сбалансированность рынка товаров нар. потребления в решающей мере определялась планами произ-ва этих товаров, политикой заработной платы и задачами рацион. потребления, развитием обществ. фондов потребления. Спрос лишь частично регулировался через установление более высоких Ц. на особо модные изделия и изделия, пользующиеся повыш. спросом населения, и пониженных Ц. на товары, не пользующиеся спросом, сезонных Ц., уценку товаров. Экономич. содержание Ц. раскрывается и в др. ее функциях: учетной, стимулирующей и распределительной. Функция учета и измерения затрат общественного труда определяется сущностью Ц. как ден. выражения стоимости. Эту функцию Ц. в условиях рыночных отношений нельзя сводить только к измерению затрат. Рыночная Ц. может отклоняться от издержек. Признание общественной значимости затрат происходит на рынке в результате столкновения интересов производителя и покупателя товара. Окончат. Ц. может существенно отличаться от Ц., к-рую хотел получить производитель продукции. В условиях планового ценообразования учетно-стоимостная функция Ц. постепенно трансформировалась в нормативную, при крой Ц. выступала в хоз. механизме как стабильный общественный норматив затрат на получение определ. результатов произ-ва. Стимулирующая функция Ц. проявляется в повышении эффективности использования огранич. материальных ресурсов для удовлетворения человеч. потребностей, ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества продукции и услуг и т.п. Стимулирование обеспечивается путем установления повыш. уровня прибыли в Ц., надбавок и скидок к ней. Распределительная функция Ц. выражается в разл. вариантах распределения получаемых субъектами рынка доходов. Так, высокие розничные цены на предметы роскоши, престижные товары обеспечивают перераспределение ден. доходов определ. части населения. В условиях рыночного хоз-ва с помощью механизма Ц. происходит перелив капиталов в секторы экономики и виды производств с более высокой нормой прибыли. Этот переток капиталов осуществляется под воздействием законов конкуренции и спроса. Все функции Ц. взаимосвязаны и взаимодействуют, а в ряде случаев вступают в противоречие. Так, стимулирующая функция Ц. усиливает функцию сбалансированности спроса и предложения, способствуя увеличению произ-ва товаров, пользующихся спросом. Однако Ц. может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это ведет к согласованию спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос. Распределительная функция Ц. взаимодействует с функцией Ц. как средства рацион. размещения произ-ва, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повыш. спрос на те или иные товары и складывается относительно высокая норма прибыли. Учетная функция Ц. нередко вступает в противоречие практически со всеми ост. функциями, особенно со стимулирующей и распределительной, а также с функцией сбалансированности спроса и предложения, поскольку в рыночных условиях под воздействием многих факторов Ц. часто существенно отклоняется от издержек произ-ва и реализации. Для предотвращения и смягчения негативных последствий чисто рыночного ценообразования (общеэкономич. и социальных) применяется гос. регулирование как с помощью антимонопольного законодательства, так и путем прямого (установление определ. правил ценообразования) или косвенного (через такие экономич. механизмы, как финансово-кредитный, оплата труда, налогообложение и т.д.) воздействия гос-ва на уровень Ц. Цель гос. регулирования состоит в том, чтобы не допустить инфляц. роста Ц. в результате возникновения устойчивого дефицита товаров, резкого роста Ц. на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является обеспечение определ. соц. результатов: прожиточного минимума, приобретения в достаточном кол-ве товаров первой необходимости. При реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг используются след. виды цен: рыночные, регулируемые, оптовые, розничные, закупочные, внешнеторговые, трансфертные, аукционные, биржевые, контрактные, договорные, удельные; разовые на продукцию производственно-технич. назначения, изготавливаемую по разовому заказу; сезонные, изменяющиеся по временам года (овощи, фрукты, одежда, обувь и др.); лимитные на новые виды продукции, разраба-тываемые на стадии их проектирования; льготные, как правило, заниженные, временно установ. ниже уровня конкурентных цен для стимулирования потребления конкретных видов продукции, привлечения отд. групп покупателей и ускоренного ее сбыта; номинальные или минимальные цены, устанавливаемые на товар с учетом возможной сделки; монопольные на товар, произвед. предприятием–монополистом в данной отрасли произ-ва; скользящие, устанавливаемые на изделия с длит. сроком изготовления, в течение к-рого в эту цену могут вноситься корректировки с учетом изменений в издержках на их изготовление.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.